Устройства плавного пуска
Система плавного пуска используется в конструкции асинхронных приводов и позволяет контролировать параметры двигателя (ток, напряжение и т.п.) во время его запуска, удерживая их в безопасных пределах.
Применение такого устройства снижает пусковые токи, а значит, уменьшает вероятность перегрева и устраняет рывки при старте. Всё это приводит к значительному повышению срока службы электродвигателя.
Любое устройство плавного пуска позволяет управлять такими процессами, как запуск и остановка электродвигателя. Применение такого устройства в современных приводах является не роскошью, но необходимостью, поскольку без них невозможно:
- — ограничить пусковые токи;
- — согласовать момент нагрузки и крутящий момент двигателя.
Известно, что в момент запуска двигателя крутящий момент в отдельные периоды времени может достигать 150%—200%, а стартовый ток превышает номинальный в 6—8 раз! Конечно, рано или поздно такой режим работы приведёт к выходу двигателя из строя.
Устройство плавного пуска делают процесс разгона и торможения плавным и медленным, без рывков и скачков напряжения. Это позволяет уменьшить пусковые токи и значительно увеличить срок службы как привода, так и всей системы.
Самая главная проблема асинхронных электродвигателей — рывки при старте и останове, а также высокие индукционные токи. Рывки появляются из-за того, что двигатель работает по следующему закону: момент силы привода пропорционален квадрату напряжения, приложенного к нему.
Однако тут изменить ничего нельзя, а замена на другие типы двигателей часто бывает нецелесообразна. Поэтому в связке с асинхронными двигателями приходится использовать частотные преобразователи или, как минимум, системы плавного пуска.
Устройства плавного пуска бывают механическими и электрическими, а в некоторых случаях даже комбинированными. Тип устройств полностью зависит от схемы плавного пуска, которые в корне отличаются между собой.
Так, в основе работы механических систем лежит принцип физического сдерживания нарастания скорости вращения. В эту группу входят такие устройства, как: жидкостные муфты, противовесы с дробью, тормозные колодки, магнитные блокираторы и прочие подобные механизмы.
Электрические же управляют входным напряжением, и скорость вращения вала двигателя зависит от величин тока и напряжения, получаемых на выходе устройства. Чтобы обеспечить плавный разгон, напряжение должно повышаться постепенно, без рывков и скачков. Когда двигатель достигает номинальных оборотов — устройство отключается.
Самая распространённая схема плавного пуска электрического типа обычно использует амплитудное управление, которое позволяет работать в слабонагруженном и холостом режимах. Новое поколение устройств уже основано на фазном способе управления, а значит способно работать в тяжёлых режимах. Кроме того, современные устройства плавного пуска имеют улучшенный режим энергосбережения, а также позволяют более часто проводить запуски привода.